Храмы бахаи
Facebook
Курсы Рухи

О люди мира! Стройте во всех землях дома поклонения во имя Того, Кто есть Господь всякой веры. Придайте им все совершенство, какое только возможно в мире бытия, и украсьте их тем, что подобает им, но не образами и кумирами. И тогда, в сиянии и радости, возносите там хвалы Господу вашему, Наисострадательному. Воистину, поминание Его утешает очи и наполняет светом сердца.

Бахаулла. Китаб-и-Агдас, 31

Бахаи называют свои культовые сооружения Домами Поклонения Бахаи. Также в литературе бахаи часто можно встретить персидский термин — Машрикуль-Азкар.

Дома Поклонения Бахаи открыты любому человеку, какую бы веру он ни исповедовал,— это место, где можно поклониться единому Богу. Богослужения бахаи можно назвать универсальными, так как они заключаются в чтении молитв и отрывков из Священных Писаний различных религий мира. Проповеди или обряды отсутствуют. Тексты часто кладутся на музыку и исполняются хором а капелла (музыкальные инструменты в храме не используются).

В архитектуре Домов Поклонения воплощается отношение последователей Веры Бахаи к окружающему их обществу. Храмы представляют собой открытые светлые помещения. Их композиция и убранство формируется местными культурными традициями и наглядно отражают идею бахаи о единстве в многообразии. Для Домов Поклонения Бахаи свойственна девятигранная форма центрального помещения и наличие купола. В этом устройстве храма символически передается идея единства — люди попадают в храм через разные двери, но затем сходятся вместе, чтобы поклониться единому Создателю.

На данный момент в мире было построено восемь Домов Поклонения, один из которых был разрушен; один Дом Поклонения строится. Сейчас центральные или континентальные Дома Поклонения существуют по одному в Австралии, Германии, Западной Самоа, Индии, Панаме, США, Уганде и Чили. В 2012 году объявлено о строительстве двух национальных Домов Поклонения. Участки под строительство национальных Домов уже приобретены во многих странах.

Дома Поклонения Бахаи

Храм бахаи в Австралии

Австралия, Сидней

Открыт: 17 сентября 1961
Высота 38 м. Диаметр 30 м.
Храм бахаи в Германии

Германия, Хофхайм

Открыт: 4 июля 1964 Высота 28 м.
Храм бахаи Лотос в Индии

Индия, Нью-Дели

Открыт: 22 декабря 1986 Высота: 34 м. Вместимость: 1300 чел.
Храм бахаи в Республике Панама

Республика Панама, Панама

Открыт: 29 апреля 1972 Вместимость: 550 чел.
Высота: 28 м.
Храм бахаи в Ашхабаде

Россия, Ашхабад (реконструкция художника)

Открыт: в 1908, разрушен в 1962 г.
Дом Поклонения Бахаи в Самоа

Самоа, Апиа

Открыт: 1984 Высота: 30 м.
Дом Поклонения Бахаи в Америке

США, Уилметт

Открыт: 2 мая 1953 Вместимость: 1191 чел.
Дом Поклонения Бахаи в Чили, Сантьяго

Чили, Сантьяго

Открытие: 2016 Высота: 30 м. Диаметр: 30 м Вместимость: 600 чел.

Дом Поклонения Бахаи в Уганде

Уганда, Кампала

Открыт: 14-15 января 1961 Высота: 38 м.
Диаметр: 100 м.
Вместимость: 400
 
Вы можете прочитать статью об интересующем вас храме, кликнув на соответствующую картинку. Мы рекомендуем вам прочитать статьи в порядке возведения Домов Поклонения, так лучше будет заметна внутренняя логика процесса их появления.

 

  1. Храм бахаи в России
  2. Храм бахаи в США
  3. Храмы бахаи в Уганде и Австралии
  4. Храм бахаи в Германии
  5. Храмы бахаи в Западном Самоа, Индии и Панаме
  6. Храм бахаи в Чили

Машрикуль-Азкар — это жизненно важный институт Веры, и он имеет множество предназначений. Это Дом Поклонения, но к нему примыкают больница, благотворительная аптека, гостиница для странников, школа для сирот и университет, дающий высшее образование. Каждый Машрикуль-Азкар подразумевает наличие этих пяти заведений. Я надеюсь, что Машрикуль-Азкар будет создан и в Америке, и постепенно при нем откроются больница, школа, университет, аптека и гостиница, которые станут примером хорошей организации и порядка. Передайте это всем возлюбленным Господа, дабы они поняли, сколь велико значение сей «Зарницы Поминания Бога». Храм существует не только для вознесения молитв; это должна быть цельная и законченная структура.

Избранное из Писаний Абдул-Баха, п. 64

Хвала Господу, друзья в Ашхабаде заложили для этого прочный фундамент, нерушимую основу. Именно в Городе Любви был возведен первый Дом Поклонения бахаи, а сегодня здесь действуют и развиваются школы для детей, и даже в годы войны работа эта не была остановлена и, поистине, было сделано все, чтобы возместить потери. Сейчас вам следует расширить сферу вашей деятельности и разработать планы по учреждению школ высшего образования, чтобы Город Любви[*] стал для бахаи главным центром наук и искусств. Уповая на милостивую помощь Благословенной Красоты, думаем, что средства для этого будут найдены.

 

Абдул-Баха

 

Храм бахаи в ТуркестанеПервым бахаи в Ашхабаде был джинаб-и мирза ‘Абд аль-Карим-и Ардабили, поселившийся там в 1297 г. хиджры (около 1880 г. от Р. Х.), и вскоре городская община развилась столь успешно, что перешагнула рамки общины беженцев из Персии и стала одним из центров ученой мысли бахаи. Среди ее членов было немало выдающихся людей, в том числе и известный ученый мирза Абуль-Фазл Гульпайгани, живший в Ашхабаде с 1889 по 1894 год. До конца 20‑х годов XX века община издавала первый в Азии и один из первых в мире журнал бахаи «Солнце Востока». В 1889 году мусульманскими фанатиками был убит один из членов общины, но во время процесса бахаи заступились за них, что увеличило престиж общины, и к 1890 году численность общины достигла 1000 человек — почти 10% от населения молодого Ашхабада, большинство жителей которого исповедовали ислам. В самом начале XX века в Ашхабаде были проведены выборы первого Местного Духовного Собрания.

В 1902 году Абдул-Баха дал указание воздвигнуть в Ашхабаде Дом Поклонения. Еще в 80‑х годах XIX века хаджи мирза Мохаммад-Таки, Вакилу’д-Даўлих, двоюродный брат Баба и адресат Китаб-и-Иган, купец из Йезда, купил участок земли, часть которого Бахаулла просил сохранить под строительство Дома Поклонения. Абдул-Баха утвердил проект, автором которого был русский архитектор Волков. На церемонии закладки первого камня 10 октября (по другим данным — в ноябре или даже в декабре) 1902 года присутствовал бывший начальник Закаспийской области Д. И. Субботич. Задолго до окончания работ, с 1907 года, в храме проводились еженедельные молитвенные встречи и отмечались праздники бахаи.

Несмотря на истинную самоотверженность верующих (богатый купец пожертвовал на строительство целое состояние; бедная вдова из Персии в течение нескольких лет отдавала в фонд храма половину своего ежедневного жалованья; многие расставались со своими фамильными драгоценностями. Шоги Эффенди назвал воздвижение храма в Ашхабаде «одним из самых ярких и значительных достижений первого века истории бахаи»), строительство храма бахаи затягивалось. Один русский инженер, не желавший, чтобы какое-либо другое культовое здание превосходило высотой строящийся православный храм, заявил, что фундамент непрочен и высотную постройку не выдержит. Позже комиссия дала опровержение, но достроен Дом Поклонения был уже после революции только в 1918 году.

В первые годы советской власти ни декрет о национализации церковных земель без компенсации, ни запрет на религиозное образование в государственных школах и отмена церковного брака не мешали росту и процветанию общин бахаи в советских республиках вообще и ашхабадской в частности. Но в 1922 году в официальной советской прессе была опубликована статья о том, что бахаи, стремясь приобщить молодежь к своей вере, отвлекают ее от большевистских идей. Статья призывала положить конец деятельности бахаи. Позже стали появляться и другие статьи подобного рода, в том числе и в энциклопедиях (устоявшийся советский взгляд на историю веры до конца существования СССР заключается в том, что бабидское движение — революционное и антифеодальное, хотя и прикрывавшееся религиозной риторикой, а Бахаулла был ревизионист, пытавшийся примирить классовый антагонизм). Возможно, что внимание властей к общине привлекли не столько ее численность, сколько широта взглядов, терпимость и интернациональное мышление. Это, а также сама концепция прогрессивного Откровения противоречили утверждениям о происхождении религии и о том, что она является пережитком прошлого.

Преследования общины начались в 1926 году с массовой высылки из СССР бахаи иранского происхождения. За тем последовали и другие аресты и ограничения на деятельность общины, в конце концов приведшие к ее прекращению. В 1928 году, все культовые здания переходили в собственность государства. В результате переговоров с местными властями бахаи удалось получить разрешение на аренду Дома Поклонения сроком только на пять лет, причем при условии, что община оплатит ремонт здания. В 1930 году Шоги Эффенди призвал Национальное Духовное Собрание бахаи Соединенных Штатов и Канады обратиться к советским властям с просьбой пересмотреть это решение, приняв во внимание значение Дома Поклонения в Ашхабаде для бахаи всего мира. С 1934 по 1936 год произошло небольшое изменение религиозной политики государства, и культовые здания были возвращены верующим. Но в собственность общины бахаи Дом Поклонения в Ашхабаде перешел только после проведенного по требованию властей ремонта, затянувшегося на полгода. Состоялось выборы в Духовные Собрания, возобновилась деятельность по распространению веры.

Однако вскоре преследования возобновились, и в 1938 году Дом Поклонения в Ашхабаде был окончательно экспроприирован под тем предлогом, что бахаи не содержат здание должным образом. В течение десятилетия в нем размещался Государственный музей изобразительных искусств Туркменской Советской Социалистической Республики. Землетрясение, произошедшее в ночь с 5 на 6 октября 1948 года повредило здание Дома Поклонения: разломались и упали минареты, фланкировавшие портал; после этого оно с каждым годом все больше приходило в упадок. О срочном восстановлении «музея», на фоне почти полностью разрушенного города не могло быть и речи. Только десять лет спустя местная община предложила возродить Дом Поклонения своими руками, чтобы отдать его Советской власти. Реакции не последовало. В 1963 году (опять же, есть разные версии: то ли готовясь к приезду Первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, то ли выполняя его рекомендацию) здание Дома Поклонения было окончательно разрушено. Сейчас там площадь с памятником национальному поэту Махтумкули (среди местных жителей есть легенда, что земля опять принадлежит общине).

 

Всемирный Дом Справедливости в своем письме от 1 августа 2014 о строительстве Домов Поклонения довольно много внимания уделил этому храму в Туркестане

Следующую статью предлагаем прочитать про Дом Поклонения Бахаи в США


[*] Так переводится название Ашхабада: ‘aшк — любовь, абад — населенный [пункт].

В Чикаго было решено построить первый на американском континенте Машрикуль-Азкар [Дом Поклонения], и честь сия ни с чем не сравнима. Несомненно, что Храм сей положит начало возведению тысячи других Домов Поклонения.

Абдул-Баха. Скрижали Божественного Предначертания, 11:6

Храм бахаи в США, недалеко от ЧикагоВ 90‑х годах XIX века Вера Бахаи пришла и на американский континент (а позже распространилась и по другим странам Запада). В то время как Персия является Колыбелью Веры, Америка — Колыбель административного порядка.

Сразу после начала строительства Дома Поклонения в Ашхабаде, американские бахаи обратились к Абдул-Баха с просьбой разрешить начать строительство в США. Когда начиналось строительство Материнского храма Запада, даже движение суфражисток было маргинальным. Поэтому обычным явлением в американских общинах было то, что в Собрания избирались исключительно мужчины. И принципам Веры американские бахаи учились в том числе через то, что Комитет Храма возглавляла женщина — Кэрин Найт Тру.

Когда жизнь американской общины стала более-менее соответствовать Писаниям, Абдул-Баха посетил страну и 1 мая 1912 года присутствовал на закладке первого камня Дома Поклонения (поэтому Шоги Эфенди писал, что святость североамериканского Дома Поклонения для бахаи даже выше, чем у ашхабадского). Его архитектором является Луи Буржео, чей проект выиграл конкурс. Однако из-за мировых войн и финансового кризиса достроить (включая внешний и внутренний орнамент здания) Дом Поклонения удалось только к столетию получения Бахауллой Откровения в тюрьме Сиях-Чаль — в 1953 году.

Веб-сайт Дома Поклонения Бахаи США (на английском)

Также смотрите письмо Всемирного Дома Справедливости от 1 августа 2014 о строительстве новых Домов Поклонения, где упоминается и храм бахаи, построенный в США.

Следующую статью предлагаем прочитать про Дома Поклонения Бахаи в Австралии и Уганде

25 декабря 1938 года Шоги Эффенди предполагал воздвигнуть третий в мире Дом Поклонения в Тегеране. Архитектором этого Дома Поклонения был Чарльз Мейсон Рими, принимавший участие в конкурсе и на проект американского Дома Поклонения, а позже нарушивший Завет. Однако ситуация в Иране не позволила начать строительство, и 20 августа 1955 года Хранитель принял решение построить вместо него африканский Дом Поклонения в Кампале по прежнему проекту. Этот же проект был использован для австралийского Дома Поклонения в Сиднее (решение о строительстве которого было принято в 1953 году) и для будущего Дома Поклонения в Святой Земле, который будет построен на склоне горы Кармель. Строительство Домов Поклонения в Кампале и Сиднее началось в январе—марте 1958 года. Дом Поклонения в Уганде был открыт 15 января, а в Австралии — 17 сентября 1961 года.

Во время гражданской войны в Уганде 16 сентября 1979 года был убит тогдашний его смотритель — Десница Дела Божьего Инок Олинга

Веб-сайт Дома Поклонения Бахаи в Австралии (на английском)

 

Дом Поклонения Бахаи в УгандеДом Поклонения Бахаи в Австралии

Следующую статью предлагаем прочитать про Дом Поклонения Бахаи в Германии

Вопрос этот крайне важен. Если может случиться так, что возведение Дома Поклонения в общественном месте вызовет враждебность со стороны людей злонамеренных, тогда этого делать не следует и собрания надлежит проводить в каком-либо другом месте. В каждом городе и селении должно быть место, называемое Машрикуль-Азкар, пусть это будет даже подземелье.

Избранное из Писаний Абдул-Баха, п. 59

В годы, предшествовавшие избранию Всемирного Дома Справедливости (а возможно, и несколько позже) жители в Германии насторожено относились к нехристианским религиям, и поэтому возведение Дома Поклонения во Франкфурте по тому же проекту, что африканский и австралийский, было невозможно. В связи с этим в первоначальный проект были внесены изменения архитектором Тевто Рохолом. Из-за этого, а также из-за высокой цены на землю, строительство европейского Дома Поклонения началось только 20 ноября 1960 года; и открыт он был 4 июля 1964 года.

Веб-сайт Дома Поклонения Бахаи в Германии (на немецком)

Свод внутри Дома Поклонения Бахаи

Следующую статью предлагаем прочитать про Дома Поклонения Бахаи в Западном Самоа, Индии и Панаме

 

Рекомендуем о Вере Бахаи

Всеобъемлюще:

 

Если вы мистик:

 

Если вы теолог:

 

Если вы практик:

Стать бахаи